Архив мастер-классов

«Инновационные образовательные практики начального образования» (16 час.), 9–10 декабря 2016


Мастер-классы программы повышения квалификации
«Инновационные образовательные практики начального образования» (16 час.)

Модуль I. «Инновационные технологии и активные методы обучения младших школьников»

1. Мастер-класс «Практика формирования и диагностики метапредметных УУД: из опыта работы школы» (6 час.)

Учителя: Морозова С.Ю., Кожевникова В.А., Пилипенко Е.Б., Расторгуева Л.С., Гапизова В.В., Шокол С.А., Коренчук Л.А., Ермакова И.А.

1. Практика формирования и диагностики метапредметных УУД: из опыта работы школы.

  • особенности формирования метапредметных УУД;
  • оценка метапредметных УУД;
  • наши решения: место в образовательной программе, технологии, документация.

2. Решение проектных задач в начальной школе.

  • что такое проектная задача, ее отличие от проектов и учебных задач;
  • как организовать в школе процесс решения проектных задач;
  • роль проектной задачи в формировании и диагностики метапредметных УУД.

3. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в учебном предмете.

  • индивидуализация: насколько она возможна в начальной школе;
  • организация ИОМ в школе;
  • роль ИОМ в формировании и диагностики метапредметных УУД

2. Мастер-класс «Дидактические инструменты проблемно-ориентированного обучения» (2 час.)

Ярмоленко Г.Г., учитель ВКК, МБОУ СОШ № 30.

Вопросы для рассмотрения на мастер-классе

  • Что такое дидактика и дидактические инструменты?
  • Что такое проблемно-ориентированное обучение?
  • Что такое ТРИЗ?
  • Что такое ОТСМ-ТРИЗ?
  • Какие существуют инструменты ОТСМ-ТРИЗ (модели)?
  • А нужно ли это вам?

Поразмышляем

  • Почему новый стандарт невозможно выполнить старыми средствами?
  • Что, по-вашему, главное должно измениться в учебном процессе: цели? содержание? методы и формы? средства?
  • Почему растет значимость детской исследовательской деятельности? Согласны ли вы с этим?
  • Совместимо ли урок и исследование, урок и проект? Если да – как? Если нет –почему?

Структура содержания

  • Часть 1 – работа с признаками. Структурирование информации, моделирование и самостоятельное выстраивание учебных исследований.
  • Часть 2 – инструменты системного подхода. Формулировка цели и функции, поиск ресурсов для решения проблемы. Проведение проектов на базе системного оператора.
  • Часть 3 – правополушарные инструменты. Инструменты, направленные на развитие творческого, образного мышления.

3. Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления» (2 час.)

Назарова Н.О., учитель ВКК, МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийск.

  • Вызов (знания о технологии, выявление зоны знания – незнания, мотивация, постановка целей мастер - класса);
  • Осмысление содержания (получение новой информации – знакомство с приёмами, эффективность применения приёмов на разных этапах урока);
  • Рефлексия (рождение нового знания, применение новых знаний слушателями).

4. Мастер-класс «Из опыта применения технологии интеллект-карт в учебной деятельности начальной школы» (2 час.)

Есауленко И.Г., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия № 29» г. Уссурийск.

1. Теоретическая часть.

  • Что такое интеллект-карты?
  • Законы построения интеллект-крат.
  • Преимущества интеллект-карт.
  • Использование интеллект-карт в образовательной деятельности.

2. Практическая часть.

  • Создание интеллект-карт.

3. Рефлексия.

5. Мастер-класс «Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» (2 час.)

Удовинчено Т.Г., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия № 29» г. Уссурийск.

1. Введение новой системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

  • Основные принципы безотметочного обучения.
  • Правила оценочной безопасности.

2. Педагогические приемы в формировании учебных действий у младших школьников.

3. Практическая часть (работа в группах).

4. Рефлексия.

6. Мастер-класс «Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников» (2 час.)

Кленова Ю.В., учитель начальных классов. МБОУ «Гимназия № 29» г. Уссурийск.

1. Актуальность, цель и задачи продуктивного чтения.

2. Этапы работы с текстом:

  • до чтения;
  • во время чтения;
  • после чтения.

3. Рефлексия.

7. Мастер-класс «Реализация технологии критического мышления на уроках математики в начальной школе» (2 час.)

Шамрило Л.Н., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия № 29» г. Уссурийск.

1. Понятие«критическое мышление», «технология развития критического мышления». Фазы урока с применением технологии критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия). Приемы развития критического мышления на уроках математики.

2. Практическая часть: фрагмент урока по математике. Приемы развития критического мышления (из опыта работы). Практическое задание для учителей.

3. Рефлексия.

8. Мастер-класс «Организация экологических практикумов в начальной школе» (2 час.)

Гумен И.И., ст. преподаватель кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ.

  • Методика проведения экологического практикума в начальной школе;
  • Основные понятия и термины, используемые в экологическом практикуме в начальной школе;
  • Исследование экологической роли растений в окружающей среде.

Модуль II. «Информационно-коммуникационные технологии в практике обучения младших школьников»

1. Мастер-класс «Изучаем мобильный класс» (2 час.)

Олейник С., учитель информатики МБОУ СОШ № 3.

  • Изучение и формирование навыков работы новой операционной системы.
  • Работа с различными обучающими программами.
  • Работа на графическом планшете.
  • Работа с цифровым микроскопом.

2. Мастер-класс «Применение интерактивной доски в процессе изучения русского языка в начальной школе» (4 час.)

Шкляр И.А., к.пед.н., доцент кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ;
Фалалеева О.Н., ст. преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения Школы педагогики ДВФУ.

  • Возможности использования интерактивной доски;
  • Использование возможностей интерактивной доски при изучении различных языковых разделов в начальной школе;
  • Применение ЭИД при введении нового языкового понятия.

3. Мастер-класс «Образовательная LEGO-робототехника в дополнительном образовании детей» (2 час.)

Жигалова О.П., доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения Школы педагогики ДВФУ.

  • Современные подходы к организации дополнительного образования;
  • Использование элементов робототехники в работе с детьми начальной школы;
  • Организация проектирования средствами LEGO-робототехники.

Модуль III. «Современные технологии воспитания и инструменты оценивания достижений младших школьников»

1. Мастер-класс «Мониторинг успешности личностного развития учащихся» (2 час.)

Боровкова Т. И., канд. пед. наук, магистр педагогики, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ, руководитель Дальневосточного центра развития тьюторских практик;
Вдовиченко А.И., директор МБОУ СОШ № 63 с углубленным изучением китайского языка. Понихидина Инна Юрьевна,учитель начальных классов, руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 63 с углубленным изучением китайского языка.

  • Индивидуальный прогресс учащегося;
  • Типы ресурсных карт: карта ценностей; карта проектных идей, изменений; карта инициатив; карта интересов; карта событий; карта достижения успехов), карта способов; карта прецедентов (результатов) и др.;
  • Формы учета многообразия образовательных результатов.

2. Мастер-класс «Культура коренных народов Дальнего Востока как основа формирования региональной идентичности младших школьников» (2 час.)

Афанасенко А.В., доцент кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ.

  • Роль материальной и духовной культуры коренных народов Дальнего Востока в воспитании подрастающего поколения;
  • Использование электронных средств для знакомства с культурой дальневосточных народов.
  • Изготовление сувениров в традициях дальневосточных коренных народов на уроках технологии.

3. Мастер-класс «Педагогическая технология развития художественно- творческих способностей у младших школьников в свете ФГОС» (2 час.)

Пазенко М.А., ст. преподаватель кафедры педагогики Школы педагогики ДВФУ.

  • Понятие творческие способности, структура;
  • Особенности технологии развития художественного творчества младших школьников;
  • Реализация технологии развития творческих способностей средствами нетрадиционных техник, способов, материалов и инструментов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

4. Мастер-класс «Инструменты оценивания результатов воспитательной работы в практике начальной школы» (2 час.)

Шабля И.Н., учитель химии МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийск, ст. преподаватель Школы педагогики ДВФУ;
Шабля А.А., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 133» г. Уссурийска.

  • Выбор инструментов оценивания результатов воспитательной работы;
  • Использование инструментов оценивания в соответствии с учетом ФГОС;
  • Диагностика результатов по направлениям воспитательной работы.

5. Мастер-класс «Подготовка и написание научно-методической статьи» (2 час.)

Шабля И.Н., учитель химии МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийск, ст. преподаватель Школы педагогики ДВФУ.

  • Структура и основные компоненты статьи;
  • Требования к оформлению и содержанию статьи;
  • Выбор места публикации статьи;
  • Требования к выступлению на конференции и презентации материалов.